Читаем Солженицына вместе в Архангельске

21 декабря 2014 года в Архангельске прошла акция «Читаем Солженицына вместе», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны. Организаторами выступили Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова и культурно-просветительский фонд «Сретение». Впервые такое событие состоялось в библиотеке в 2013 году в связи  с  40-летием с момента выхода в свет романа А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг».
Для организаторов чтений стало важным в год столетия с начала Первой мировой войны попытаться осмыслить трагическую историю XX века через произведения великого писателя, ключевыми темами творчества которого были покаяние, патриотизм и человеческое достоинство, так как «дар видения в человеке его неистребимой человечности – это то основное, что приносит нам Солженицын».
Смысл такой акции можно выразить и словами поэта, мыслителя О.А. Седаковой: «Замолчанная, фальсифицированная реальность, реальность, у которой нет свидетеля, просто не обладает бытием». Один из исследователей писал, что слова о Воскресении «мощным голосом возвещаются в центре «Красного Колеса», тем самым формируя хронотоп произведения. Н.А. Струве же размышлял о том, что Солженицын «стал большим писателем через реальное физическое умирание. Без этого нельзя понять художественный мир Солженицына». Реальность смысла истории, жизни и смерти в свете Воскресения и переживали в течение четырех часов участники, читая отрывки из произведения Александра Исаевича Солженицына «Август Четырнадцатого». В событии приняли участие 69 человек: преподаватели, студенты, врачи, пенсионеры, объединенные интересом к творчеству писателя.
Многие отрывки произведения показались очень пронзительными:

«Не находясь возражать, не защищаясь, Саня кивал.
Грустно:
– Россию… жалко…
Урчала, гудела, уходила вода из озера!
– Кого? – Россию? – ужалилась Варя. – Кого Россию? Дурака императора? Лабазников-черносотенцев? Попов долгорясых?
Саня не отвечал, ему нечего было. Слушал. Но под хлёстом упрёков нисколько не ожесточался. Он на каждом собеседнике себя проверял, всегда так.
– Да разве у вас характер – для войны? – подхватывала Варя всё, что только можно было, что под рукой.
В первый раз она чувствовала себя умней его, зрелей его, критичней, – но от этого только холод утраты сжимал её:
– А Толстой! – нашла она ещё, последнее. – Что сказал бы Лев Толстой – вы подумали? Где же ваши принципы? Где же ваша последовательность?
На загорелом Санином лице под пшеничными бровями, над пшеничными усами голубели ясные, печальные, в себе не уверенные глаза.
Плечи чуть подняв, чуть опустив:
– Россию жалко…»

После чтения участники делились своими размышлениями:

— История давно ушедших дней вполне ложится и на современное состояние мясорубки, бессмысленности, беспощадности. Как всегда, литература знает о большем, чем мы сами о ней знаем, особенно великая литература, в данном случае текст Солженицына, о большем, чем мы можем изначально подумать.

—  Я занималась поисками материалов, связанных со своими родственниками , участниками первой войны, и мне близки слова, которые я читаю  в этой книге. Я думаю, что это снова сподвигнет меня на дальнейшие поиски и буду стараться больше узнавать и другим рассказывать.

— То, что пишет Солженицын, приложимо и к нашей жизни. Чтение произведений Александра Исаевича можно сравнить с чтением Библии, когда, сколько бы ни открывал, каждый раз находишь что-то важное для себя.

Участникам чтений можно позавидовать: они совершили  благодатное усилие совместного осмысленного чтения вслух непростой книги в непростое время, и мы надеемся, что это не пройдет даром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.