Передвижной проект «Неперемолотые» вновь в Шенкурске

Ровно год назад наша выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в ХХ веке» была приглашена в межпоселенческую Шенкурскую библиотеку им. М. П. Шукшина. Ее материалы, вдохновенный рассказ экскурсоводов легли на благодатную почву, стали предметом последующего обсуждения. Сотрудники библиотеки начали собирать сведения о репрессированных жителях города и района, спецпереселенцах. Позднее решено было создать краеведческий отдел, выделив из фонда все документы региональной тематики. Открытие отдела приурочили к празднованию Дня независимости, подготовив презентацию книжно-иллюстративной выставки «И скорбь, и память, и покаяние…» и вновь пригласив нас с «Неперемолотыми».
Первыми представляли нашу выставку мы. Планшеты за неимением времени и места пришлось разместить на столах, стульях. Собравшаяся аудитория была немногочисленна, некоторые были уже знакомы с нашими материалами, поэтому мы постарались дополнить рассказ новыми сведениями. Новинкой для жителей Шенкурска стал планшет, отражающий жизнь этого района в первые годы советской власти. Это и разрушение храмов, чему противодействовали священники и монахини Свято-Троицкого монастыря, и создание в 1918 году Общества ревнителей и защитников веры православной, и продолжавшееся 2 недели шенкурское восстание против мобилизации в Красную армию, и святые мученики и исповедники веры православной… Мы увидели, что интерес к этой теме не угасает, слушатели были внимательны, охотно включались в диалог.
Выставку «И скорбь, и память, и покаяние» представляла Любовь Николаевна Ситдикова, библиотекарь отдела краеведения Шенкурской библиотеки. Подобранная ею литература — книги и периодика — позволила слушателям представить масштаб трагедии, которая разыгралась здесь в годы репрессий. Трагедии, которая порой оборачивалась фарсом. Одна из подобных историй связана с именем пламенной революционерки Ревеки Пластининой, секретаря губисполкома ВКП(б), невестки шенкурского купца Пластинина, той самой, что собственноручно расстреливала офицеров и мирных граждан в Архангельске, приказывала топить баржи с заключенными. Здесь, в Шенкурске, она начинала путь палача, безжалостно расправляясь с неугодными людьми. В памяти сотрудников библиотеки хранится эпизод, когда она отправила в тюрьму Анну Малакову, первого библиотекаря публичной библиотеки, жену председателя Союза смолокуров. Встретив Анну на улице, Ревека Пластинина опознала в ней жену врага народа и, несмотря на мольбы о пощаде — пожалеть трех малых детей, осталась непреклонной. Два года Анна Малакова провела в архангельской тюрьме. После освобождения вернулась глубоким инвалидом. Люди добрые помогли воссоединиться с детьми, и потом они уехали к отцу. И вот имя этой самой Р. Пластининой в 1979 году!!! было присвоено Дому культуры Шенкурска: молодежь воспитывали на примере жизни революционеров. Правда, когда построили новое помещение для ДК, табличку благополучно забыли прикрепить на стену. «Вот какая она, история наша, и как она постоянно переписывается в угоду новым властям», — подвела итог Любовь Николаевна.
В разделе выставки «Они пострадали первыми» были представлены книги «За веру Христову» и «Поморский мемориал». В те годы репрессивная машина государства работала без остановки. Так, сообщает Любовь Николаевна, «были люди из нашего района, которые на Сахалине отбывали срок. Когда они возвращались, то их все время «пасли». Сотрудник НКВД, постоянно строчил в Архангельск бумаги с запросами, когда их можно вновь арестовать, поскольку факты на них уже имеются». В сборнике «Поморский мемориал» она открывает страницу с именами на букву «Е», и мы узнаем, что в 20-м году все Едемские из деревни Семеновской Шенкурского района высланы. И так во всех трех томах: или в 20-е годы репрессированы, или в 37-м уничтожены (зачастую это те же, кто выжил в 20-е).
«Приговор приводился в исполнение незамедлительно, — говорит Любовь Николаевна, — людям даже не давали времени, чтобы доказать свою невиновность». Но и в этих нечеловеческих условиях в людях сохранялись доброта, милосердие. И библиотекарь рассказывает о сборнике «Каторга и ссылка на Севере России», куда включены воспоминания поляков — ссыльных и каторжан, отбывавших наказание на Севере России, и особенно выделяет один эпизод: «Александрович, один из авторов, вспоминает, что осенью, когда они приехали в Шенкурск, в спецпоселках ссыльные белорусы и прибалты уже построили дома и разместили вновь прибывших у себя. Только этим и спаслись».
Тамила Владимировна, заведующая библиотекой, продолжила разговор о сохранении исторической памяти: «В Шенкурске нет ничего, что напоминало бы об этих событиях: все разрушено, уничтожено. Шенкурский район особенный. До революции здесь было много политических ссыльных. Уже после первой революции настроение в народе было такое: поднеси спичку — и вспыхнет. И нам надо, не откладывая, искать тех людей, кто доподлинно помнит события тех лет, собирать материалы, чем мы и решили в ближайшее время активно заниматься. Я бы хотела поблагодарить вас сегодня за то, что вы откликнулись и приехали с выставкой «Неперемолотые» на открытие отдела краеведения.
Виктор Парфёнов, зам. главы администрации Шенкурского р-на, также поблагодарил за представленную выставку «Неперемолотые» и высказал надежду, что жители Шенкурска, «посмотрев выставку в прошлом году и сейчас, начинают проникаться этой темой и как то в ней участвовать. Спасибо вам за это».
После презентации мы попросили ответить на вопрос о впечатлениях от сегодняшней встречи нескольких участников этого библиотечного праздника.
Елена Сергеевна Мальзина, библиограф библиотеки:
— Мои впечатления о выставке самые наилучшие, как и год назад. Я с большим интересом всё выслушала. Выставка содержательна для любого жителя нашего Севера. Она полезна и для самопознания. Мне хотелось бы, чтобы это всё продвигалось в массы больше и больше. Желаю успехов в вашем прекрасном деле — просвещать людей, приобщать к нашей истории, пробуждать их, учить ценить и понимать нашу историю, знать её, не допускать в умах, сердцах грубости, чёрствости, непонимания.
Любовь Николаевна Ситникова, библиотекарь краеведческого отдела:
— Я первый раз слушаю рассказ по этой выставке и вынесла много новой информации о том, что происходило у нас в области, в частности, относительно людей православных. В этом направлении надо работать, особенно нам, в Шенкурском районе. У нас нет систематической, последовательной работы. Надо объединяться и заниматься этим.
У нас безбожный край. Его сравнивают с Каргополем, где ни один храм не был разрушен, и задают вопрос: «Почему же в Шенкурске был такой воинственный большевизм, где камня на камне не осталось от прекрасных храмов, всё разрушено?» Теперь в непраздничные дни храм пуст, хотя крещёными себя называют 70% людей. Это говорит о том, что духовности у нас мало, потому что всё это идёт из того времени – гонений, репрессий. Духовность надо воспитывать в подрастающем поколении.
Никита Новиков, старший подросток:
— Мне было важно узнать, какие люди были в то время и почему их называли «неперемолотые»…
Надя Шуман, старший подросток:
— В прошлом году мы уже слушали о духовном сопротивлении, в этом году мы узнали много новых фактов. Эта информация повышает чувство патриотизма.
Наша поездка в Шенкурск, надеемся, послужит дальнейшему соединению наших усилий по собиранию живых сил общества для сохранения исторической памяти, чтобы ни у кого никогда не возникало соблазна вновь и вновь переписывать нашу историю заново в угоду различным политическим веяниям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.