С 4 по 8 июля на Соловках прошла четвертая международная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей».
Среди участников конференции были гости из Польши, Литвы и России, члены ПСМБ из Архангельска и Северодвинска.
Организаторами конференции являются Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Программа началась с молебна, на котором благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Ианнуарий отметил, что «самая точная точка, с которой можно подступаться к вопросам, которые будут обсуждать в эти два дня конференции, – это точка духовная: веры в Бога, доверия Богу, надежды на Него. Без молитвы и без духовной точки опоры к ним даже не подступиться, потому что от них можно прийти в умоисступление и отчаяние. Ослабев в духовной жизни, мы доверились людям, которые дали нам ложные посулы. Не рассмотрели, потеряли духовную остроту, чтобы узреть обман в лукавой и красивой обложке. Обман, который возможен потому, что общество в целом уклонилось в сторону греха, заменив во многом этим грехом Бога.. В каноне и акафисте новомученикам и исповедникам церкви русской есть такие слова: «Всем концам земли явилось чудо смотрения Твоего, Владыка, потому что кровью новомучеников, как водой, угасил Земли Российской пламень нечестия и развращения и спас люди Твои». В самых критических обстоятельствах они надеялись, что Господь прольёт милость нашему народу, и в этой надежде раскрывалась их любовь ко всему Отечеству, даже находящемуся в состоянии ослепления. Но мы спасены в надежде, как говорит ап. Пётр, новомученики, которые сохранили себя и через это светили всем остальным настолько, что зло просто изнемогло бороться с носителями праведности», явили это нам во всем нашем Отечестве».
Отец Ианнуарий отметил, что исследователям «нужно рассуждать в покаянном ключе», поэтому центральными событиями конференции стали и мемориальная акция на аллее памяти, и лития на братском перезахоронении заключенных, панихида на поселковом кладбище у могилы А. А. Сошиной – одного из первых исследователей темы новомучеников и исповедников на архипелаге, и Божественная литургия в храме Свято-Вознесенского скита на Секирной горе, где во время СЛОНА находилось одно из самых страшных отделений – штрафизолятор. Молитва помогла нам глубже приобщиться к истории своей страны и вспомнить тех, кто был лишен права на жизнь и память.
Усилия по восстановлению памяти помогают многим обрести свою семейную историю, поэтому очень интересной частью конференции были свидетельства родственников узников СЛОНа об истории своей семьи. Жемалева Юлия Петровна, руководитель пресс-службы ООО НПО «Союзнефтегазсервис», член Российского Дворянского Собрания (г. Москва) рассказала о «Судьбах участников Белого Движения на Дону на примере потомственного дворянина Ивана Васильевича Пантелеева» — своего деда. Понкратьева Марина Вячеславовна, исследователь из Москвы поделилась историей своей семьи, поведав о Владимире Федоровиче Менжинском – одном из обвиняемых по делу «Весна».
Голубцова Ольга Валентиновна, консультант ООО «Модерн-Медиа» прочитала доклад «Клавиши судьбы Надежды Минейко». Героиня рассказа была активным членом Архангельского патриотического женского союза, созданного в 1919 году и в 1926 году объединившегося с «Союзом духовенства и мирян». После ухода англичан и возвращения большевиков в Архангельск она была обвинена в сотрудничестве с интервентами и в 1920 г. сослана на Соловки, а в 1921 г. в Холмогоры, где и 17 июня 1921 г. умерла от сыпного тифа.
Рома Заянчкаускене, доктор гуманитарных наук, директор Сакрального музея (г. Бирштонас, Литва) рассказала о своем соотечественнике-епископе. «Богословские добродетели узника Соловецкого блаженного епископа Теофилюса Матулёниса» (1873–1962)» — так назывался этот доклад. Судьба епископа была напрямую связана с Санк-Петербургом, где он в июне 1910 года был назначен викарием прихода Святой Екатерины. С 1912 года Т. Матуленис заведовал часовней в селе Александровском за Невской Заставой, а с 1914 года был настоятелем прихода при строившемся храме Святейшего Сердца Иисуса в Петрограде. Он провел в советских лагерях около 15 лет (с 1930 по 1933 гг. в Соловецком лагере особого назначения). Находясь с 1933 года в Литве, мечтал вернуться обратно в Россию, писал заявления, просил, молился.
Петербургские прихожане получили от Матулёниса и сохранили реликвию-картинку с молитвой о России, о российских верующих:
Молитва за Россию святой Маленькой Терезе
Любящая и милосердная святая! Дай чтобы полегче было нашим русским братьям жить в долгом и жестоком гонении против христианства, чтобы они не стали жертвами гонения против христианства. Дай им терпение выстоять в вере, чтобы возрастать в любви к Богу и ближнему и чтобы они доверились Пресвятой Богородице. Дай им больше святых ксензов, чтобы они исправили бы грех кощунства против Святых Даров и никогда бы не допустили к ним тех, кто богохульствовал пред Богом. Сделай так, чтобы расцвела, особенно в молодежи, ангельская чистота и христианские добродетели, чтобы этот народ высвободился из всех рабств и добровольно вернулся бы в единое стадо. Любящее Вознесенного Христа сердце отдала всё стадо святому Петру и его наследникам, чтобы они почувствовали благодать и могли бы прославлять с Католической церковью Отца, Сына и Святого Духа. Аминь (1929 год). Спаситель Мира, спаси Россию!
Разрушение человека, о котором и размышляли на конференции, неминуемо привело к разрушению культуры, традиций, самого стержня жизни, поэтому так вписалась в конференцию выставка в Морском музее. Там был показан образ исторической драмы России в фотографиях 1943 года, сделанных 23-летним магистром по церковной архитектуре и истории искусств Ларсом Петтерсоном, тогда молодым офицером финской армии, который провел тщательную инвентаризацию 242 деревянных церквей и часовен Заонежья. Материалы Петтерсона (2533 фотографии) — единственная фиксация бесценных памятников народного зодчества. Из всех объектов сейчас сохранилось только 30: все остальные погибли в послевоенные десятилетия.
Одним из событий конференции, знаком нашей надежды стала презентация выставки о православных братствах Севера, подготовленной членами КПФ «Сретение» и Св. Михайло-Архангельского малого православного братства г. Архангельска. Размышляя о значении этого проекта, Яковлева Анна Петровна, ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника (Соловки) сказала:
«Мне кажется, интересна сама идея этой выставки. История Архангельской епархии раскрывается через историю братств: наглядно можно представить, какие события происходили в епархии на основании истории братств. Результатом их деятельности стало сохранение веры, потому что, если бы люди были рассеяны, они были бы одиноки и вера бы не сохранилась, но, когда она была спаяна, сцементирована такими союзами, было легче всем вместе преодолеть труднейшие испытания».
Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) в приветственном слове к участникам определил конференцию как явление и религиозной и культурной жизни, где культурная программа во многом дополняет восприятие обсуждаемой темы. Поэтому во время конференции проходили и выставка художника В. Забелина «Кресты как окна», и концерт фортепианной музыки «Попытка исповеди» в исполнении Е.В. Шелль.
Прощаясь с участниками конференции, ДАНГYОЛЕ ВИНЦЮНИЕНЕ, советник генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге, сказала: «Низкий поклон вам, кто трудится над восстановлением исторической памяти, потому что, работая над историей, вы работаете на будущее, чтобы то, что было, никогда больше и нигде ни в какой форме не повторилось. Благодарю организаторов конференции, что вы выбрали говорить о людях, а не о цифрах: к цифрам мы уже привыкли, а под этими цифрами – люди, которые выдержали все испытания и которые остались людьми, несмотря ни на что».
Ирина Пономарева, Наталья Голубева