«Очень воскресенские любили своего о. Михаила Попова. Иногда разбудят: священники приехали. Наш приходской о. Михаил всю Пасху стихирь все пропоет. Как сейчас слышу: «Пасха таинственная…Пасха верных, Пасха, двери райские нам отверзающая.» О. Михаил и чайку попьет с куличом. Светлая, великая, благодарственная память твоя, иерей Христов! Как его любили и почитали прихожане! Как он знамя священства высоко держал. Как истово служил, как жил добропорядочно…».
Из неопубликованных дневников Бориса Шергина // Ушакова Н.Н. В ветвях Мнемозины. Архангельск: Лоция, 2017. С. 51.
В 1888 году Михаил Иванович Попов закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1890 по 1892 год утвержден священником Леснинского женского монастыря (Польша) Холмско-Варшавской епархии.
В 1892 году о. Михаила переводят в Архангельскую епархию священником в Воскресенскую церковь г. Архангельска, в которой он прослужил до конца своей жизни, где осуществил свою мечту, создав в 1900 году Воскресенское братство.
В 1900 году он писал: «… Представим такой союз между людьми любящими по-братски, по-евангельски и верующими — из пастырей, начальников, учителей, докторов, купцов, и др. деятелей и представителей власти и труда, капитала, знания, святости. Представим, что их знания, благочестие, силы, богатство направлены к тому, чтобы других спасать, исправлять и направлять. Какие благие результаты и последствия получились бы, как бы уменьшились пороки, преступления, нищета и болезни. Общими силами были бы сдержаны два злейших врага: нетрезвость и нецеломудрие».
(М. Попов О приходских братствах // Архангельские епархиальные ведомости. 1900. №15).
Членами братства стали видные деятели города, купеческие династии, а так же члены его семьи, братья и племянники.
О. Михаил был бессменным его председателем. Наряду с этим о. Михаил состоял членом Беломорско-Карельского братства, Иоанно-Богословского епархиального братства, в разные годы он был членом Архангельского Епархиального училищного совета, штатным членом Архангельской духовной консистории, членом Архангельского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, председателем Проповеднического комитета, членом сотрудником Императорского Палестинского общества.
В 1916 году ему было поручено написать проект устава предполагаемого при кафедральном соборе епархиального братства в память об о. Иоанне Кронштадтском, который с изменениями и дополнениями консистории был опубликован в Епархиальных ведомостях. Братству не суждено было состояться. В 1917 году по инициативе епископа и священников был создан Союз духовенства и мирян. О. Михаил стал активным его членом.
На епархиальном собрании духовенства и мирян в 1919 году он высказывает свое мнение, что наряду с другими поднятыми задачами « .. в настоящее грозное время во всей епархии необходимо, чтобы каждый пастырь считал главною своею заботою… евангельскую деятельность любви братской и святости и не на словах только, а в делах и жизни…это главное дело всех и каждого кто радеет о благе церкви православной и процветания на Руси веры и благочестия, кто ревнует о Славе Божьей.» (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 2263. С.25.).
10 августа 1920 года о. Михаила арестовали по делу Союза Духовенства и мирян. Его увезли в Москву в Бутырскую тюрьму. Обвинение было абсурдным и никакого отношения к деятельности Союза не имеющим:
«Протоиерей Попов Михаил в августе 1919 года в г. Архангельске руководимый тайными мыслями усиления контрреволюционной агитации преданием фактора покровительственного вмешательства высших божественных сил, составил заведомо невероятный для себя факт о явлении Богоматери над городом Архангельском, благословляющей город в Юго-Восточном направлении, чем сознательно старался расположить население г. Архангельска к представителям союзной оккупации и возбудить ненависть к советской власти».
(РУ ФСБ Архивное дело П-20833).
Получив три года условно, о. Михаил вернулся в Архангельск на свой приход, где продолжал дела любви евангельской, вместе с прихожанами включившись в труды епископа Антония (Быстрова).
В 1926 году о. Михаила арестовали как участника «контрреволюционной организации духовенства епископа Антония (Быстрова)». Его сослали на 3 года в Мезенский уезд. После того, как священник вернулся из ссылки в Архангельск, ГПУ не оставляло его без своего внимания, постоянно вызывая на допросы.
8 сентября 1930 года о. Михаил отошел ко Господу. Похоронен он на городском кладбище. Когда в очередной раз младший сын Никодим пришел навестить могилу отца, она оказалось уничтожена. (Ушакова Н.Н. В ветвях Мнемозины. Архангельск: Лоция, 1017. С. 51.).