30 октября в Северодвинске проходила акция «Молитва памяти», посвященная невинно пострадавшим в годы советских политических репрессий
Организаторы «Молитвы памяти» – члены православного Преображенского братства и общественная организация «Совесть» – уже третий год проводят в Северодвинске эту акцию, так что ее вполне уже можно назвать традиционной.
Несмотря на штормовой ветер и снегопад, на площади Победы, у памятника Ленину, собрались люди, неравнодушные к трагическим страницам истории нашей страны и посчитавшие своим долгом вспомнить поименно тех, у кого отняли не только право на жизнь, но и право на могилу.
По православному обычаю «Молитва памяти» началась с литии, которую служили собравшиеся. После вступительного слова организаторов акции последовало чтение имен. Первыми зазвучали имена и фамилии расстрелянных и осужденных на большие сроки жителей города Молотовска (так назывался Северодвинск до 1957 года). Более двухсот фамилий – это только те, чьи имена удалось восстановить. Среди них и начальник строительства судостроительного завода №402, и плотник, и крановщица, и художник, и работник театра… Люди разных профессий, разного возраста… добровольцы, по зову сердца приехавшие строить новый город.
Затем зачитывались списки погибших в Ягринлаге. Их читала внучка бывшего заключенного, погибшего в Ягринлаге. Она специально приехала из Вологды, чтобы побывать на месте, где предположительно захоронен ее дед, и пришла на площадь, чтобы зачитать имена тех, кто разделил судьбу ее деда, о котором ей известно только одно – умер в Ягринлаге. Всего восемьдесят три фамилии… Но мало кто знает, как трудно было восстановить их. И если бы не наша северодвинская «Совесть», то, может, и этих имен мы бы никогда не узнали.
А имена продолжали звучать. Молодые, пожилые, школьники трепетно произносили фамилии своих репрессированных родственников или предложенных из списка архангелогородцев и жителей Архангельской области, епископов, священников и просто верующих людей, расстрелянных в страшные годы террора (списки из книги «За веру Христову», «Поморский Мемориал: Книга Памяти жертв политических репрессий»). Планшеты, рассказывающие об истории Молотовска, о Ягринлаге, Архангельске и людях, пострадавших за веру, не оставляли людей, проходивших по площади, равнодушными.
И так бывает, что происходят неожиданные встречи, которые оставляют след в нашей душе. К нам подошла одна женщина с просьбой дать ей почитать имена.
– Я дочь врага народа, – представилась она. – Мой отец был репрессирован. Когда я родилась, мать велела записать меня на ее фамилию. А отец взял да записал на свою – Тютюнник. «Тютюнник Тамара Сергеевна», – с гордостью сообщил отец моей маме, придя с регистрации. «Что ты наделал! Теперь твое клеймо перекинется на нашу дочь, ее даже в институт не возьмут». А отец утешал: «Тамара – это царица, а фамилия пусть моя будет». И еще, когда я спрашивала отца, как он пережил то, что его безвинно осудили, отец отвечал: «Это история моей страны. Да, она очень плохая, печальная, но другой истории у нас нет, и я не могу осуждать свою страну. Я не враг своему народу.
Действительно, другой истории у нас нет… И мы можем только молиться за всех пострадавших, за всех, кого клеймили «врагами народа», за их палачей, за тех, кто выносил приговоры и приводил их в исполнение – за всех. Поэтому чтение имен сопровождалось молитвой, а также стихами Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и других поэтов, ставших жертвами советских репрессий.
В этом году впервые имена погибших и репрессированных поэтов и писателей зачитали отдельным списком. Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий, Варлам Шаламов, Александр Солженицын… Память нужна обо всех. Она нужна для того, чтобы почувствовать себя единым народом в единой стране через единую нашу историю. Только тогда мы сможем встать на путь покаяния и осознать то, что происходит с нами и в нашей стране.
Татьяна Глушко, Светлана Кузнецова