В камерном зале архангельской Поморской филармонии в рамках «Акции национального покаяния» состоялся концерт-размышление с таким названием, подготовленный Культурно-просветительским фондом «Сретение»
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой…
Концерт стал даром памяти нашим погибшим после октябрьского переворота соотечественникам, образ жизни и гибели которых до сих пор является для многих примером свидетельства о силе веры и правды Божьей. Символично, что концерт прошел 29 октября. В этот день 88 лет назад в 1929 году были арестованы члены общины отца Сергия (Савельева). Они считали его самым дорогим днем в жизни, так как именно тогда родилась их община.
В первой части концерта мы вспоминали об уникальности нашего города в начале XX века: академик Грабарь считал его «одним из 13 достопримечательных городов-музеев, архитектурный ландшафт которого был в своем роде единственным в мире. До революции только в Архангельске без учета домовых церквей – 22 православных храма, в том числе три собора: Свято-Троицкий кафедральный, Михаило-Архангельский и Спасо-Преображенский». На вечере были показаны дореволюционные видеокадры города, которые многие видели впервые. Этот Архангельск исчез, как Атлантида, утратив, по словам писательницы Евгении Фрезер, свое очарование. Профессор П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства…Коммунистическая власть показала себя ожесточенным и ни перед чем не останавливающимся разрушителем ценнейших памятников истории материальной культуры». В 1918-1933 гг. на территории Архангельской епархии, по неполным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, из них три городских собора, произведено 60 вскрытий мощей, национализировано 16 монастырей.
Концерт «Памяти связующая нить» стал открытием и судеб людей, давно известных, но как-то пронзительно зазвучавших именно в этот день. Во второй части мы вспоминали самых достойных наших соотечественников. Среди них такие неповторимые таланты, как Николай Андреевич Фурсей – выдающийся русский мастер силуэтной графики – редкого вида искусства, иллюстратор, музыкант, литератор. Его приезд на Север связан с отбыванием срока на Соловках как бывшего офицера Белой армии. Когда на допросах спрашивали, какое у него образование, он, шутя, отвечал: «домашнее». И это было совершенно правильно – все основы воспитания и образования он получил в Крестовоздвиженском трудовом братстве, основанном философом-богословом, помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым на землях своего имения в Черниговской губернии. После освобождения Николай Фурсей встает у истоков создания Архангельской организации Союза художников, выступает в печати с обзорами культурной жизни города, исполняет партию первой скрипки в театральном оркестре, становится директором радиотеатра. Вдохновленный Севером, он пишет пейзажи, иллюстрирует серии книг. На выставке произведений художников Севера 1940 года о нем говорят, как об одном из лучших графиков северного края. Квартира Фурсеев – неизменное место сбора местной интеллигенции. Десять лет плодотворного творческого взлета прервались в 1941 году: по доносу одного из известных архангельских писателей он был арестован и осужден на десять лет «за антисоветские высказывания…и за ложные измышления о бедственном состоянии советской культуры». Однако Военный трибунал войск НКВД изменил меру пресечения, заменив расстрелом. Обвинительное заключение гласило: Николай Фурсей «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями». В сентябре 1942 года приговор был приведен в исполнение.
Примером настоящего епископского служения стала жизнь владыки Антония (Быстрова), который с марта 1921 года был епископом Архангельским и Холмогорским, и, не раздумывая, помогал страждущим, организовал кассу взаимопомощи для ссыльного духовенства. Его квартира стала местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты, одежду, а в концлагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. 23 января 1931 года после последнего ареста владыка оказался в одной камере с семью уголовниками. Узнав, что сокамерники ничего не знают о Благой вести, он читал им Евангелие, рассказывал о Христе. 16 июля 1931 года владыка Антоний (Быстров) скончался в тюремной больнице от голода и антисанитарии.
Вспоминали и дочь потомственного архангельского дворянина, талантливую ученицу Римского-Корсакова Надежду Михайловну Минейко – маму известного ученого Ксении Петровны Гемп, погибшую в лагере под Холмогорами. В ее обвинительном заключении значилось: «играла на фортепьянах вместо того, чтобы идти служить народу». Говорили об архангельском фотографе Борисе Оттлие, сделавшем последние фотографии внутреннего убранства Свято-Троицкого кафедрального собора, снявшем его разрушение в 1929 году. Вспоминали архангельского священника отца Павла Ильинского – миссионера, делегата Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов, священника Николая Родимова, последнего настоятеля Свято-Троицкой церкви Архангельска в 1930-х годах.
Тема Соловков заняла в концерте особое место. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) стал основным местом ссылки для представителей духовенства и верующих в 1920-е годы: к середине 1920-х годов здесь находилось 24 епископа. Вместе с тем Соловки были местом, «где Россия морально выиграла борьбу со злом, злу противопоставив сонм новомучеников, прославивших ее, ее монастырь…» – писал отец Павел Флоренский. Пронзительный отрывок из книги Бориса Ширяева о Соловках «Неугасимая лампада» прочел заслуженный артист РФ Ростислав Киселев.
В концерте приняли участие Филармонический камерный оркестр, Любительская хоровая капелла; ведущий Валерий Чубар, радиожурналист и писатель; Василий Матонин, председатель правления архангельского регионального отделения Союза писателей России; Светлана Тюкина, заместитель директора Интеллектуального центра Северного (Арктического) федерального университета; Евгений Тенетов, директор Северного морского музея; заслуженный артист РФ Ростислав Киселев, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Армен Вартанян, Полина Бойко, Алексей Питалов, Анна Акимова и другие.
Финальным аккордом вечера стала покаянная молитва, прочитанная священником Павлом Бибиным. В пространстве, где действовал Господь, оттаивали сердца, когда-то разделенные обидами или идейными разногласиями.
Далекие потомки наши, знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!
Максимилиан Волошин. «Потомкам», 1921 г.