«1917-2017. Памяти связующая нить»

В камерном зале архангельской Поморской филармонии в рамках «Акции национального покаяния» состоялся концерт-размышление с таким названием, подготовленный Культурно-просветительским фондом «Сретение»

Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой…

Архангельский филармонический камерный оркестр. Дирижер – Владимир Онуфриев

Концерт стал даром памяти нашим погибшим после октябрьского переворота соотечественникам, образ жизни и гибели которых до сих пор является для многих примером свидетельства о силе веры и правды Божьей. Символично, что концерт прошел 29 октября. В этот день 88 лет назад в 1929 году были арестованы члены общины отца Сергия (Савельева). Они считали его самым дорогим днем в жизни, так как именно тогда родилась их община.

В первой части концерта мы вспоминали об уникальности нашего города в начале XX века: академик Грабарь считал его «одним из 13 достопримечательных городов-музеев, архитектурный ландшафт которого был в своем роде единственным в мире. До революции только в Архангельске без учета домовых церквей – 22 православных храма, в том числе три собора: Свято-Троицкий кафедральный, Михаило-Архангельский и Спасо-Преображенский». На вечере были показаны дореволюционные видеокадры города, которые многие видели впервые. Этот Архангельск исчез, как Атлантида, утратив, по словам писательницы Евгении Фрезер, свое очарование. Профессор П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства…Коммунистическая власть показала себя ожесточенным и ни перед чем не останавливающимся разрушителем ценнейших памятников истории материальной культуры». В 1918-1933 гг. на территории Архангельской епархии, по неполным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, из них три городских собора, произведено 60 вскрытий мощей, национализировано 16 монастырей.

Концерт «Памяти связующая нить» стал открытием и судеб людей, давно известных, но как-то пронзительно зазвучавших именно в этот день. Во второй части мы вспоминали самых достойных  наших соотечественников. Среди них такие неповторимые таланты, как Николай Андреевич Фурсей – выдающийся русский мастер силуэтной графики – редкого вида искусства, иллюстратор, музыкант, литератор. Его приезд на Север связан с отбыванием срока на Соловках как бывшего офицера Белой армии. Когда на допросах спрашивали, какое у него образование, он, шутя, отвечал: «домашнее». И это было совершенно правильно – все основы воспитания и образования он получил в Крестовоздвиженском трудовом братстве, основанном философом-богословом, помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым на землях своего имения в Черниговской губернии. После освобождения Николай Фурсей встает у истоков создания Архангельской организации Союза художников, выступает в печати с обзорами культурной жизни города, исполняет партию первой скрипки в театральном оркестре, становится директором радиотеатра. Вдохновленный Севером, он пишет пейзажи, иллюстрирует серии книг. На выставке произведений художников Севера 1940 года о нем говорят, как об одном из лучших графиков северного края. Квартира Фурсеев – неизменное место сбора местной интеллигенции. Десять лет плодотворного творческого взлета прервались в 1941 году: по доносу одного из известных архангельских писателей он был арестован и осужден на десять лет «за антисоветские высказывания…и за ложные измышления о бедственном состоянии советской культуры». Однако Военный трибунал войск НКВД изменил меру пресечения, заменив расстрелом. Обвинительное заключение гласило: Николай Фурсей «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями». В сентябре 1942 года приговор был приведен в исполнение.

Примером настоящего епископского служения стала жизнь владыки Антония (Быстрова), который с марта 1921 года был епископом Архангельским и Холмогорским, и, не раздумывая, помогал страждущим, организовал кассу взаимопомощи для ссыльного духовенства. Его квартира стала местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты, одежду, а в концлагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. 23 января 1931 года после последнего ареста владыка оказался в одной камере с семью уголовниками. Узнав, что сокамерники ничего не знают о Благой вести, он читал им Евангелие, рассказывал о Христе. 16 июля 1931 года владыка Антоний (Быстров) скончался в тюремной больнице от голода и антисанитарии.

Вспоминали и дочь потомственного архангельского дворянина, талантливую ученицу Римского-Корсакова Надежду Михайловну Минейко – маму известного ученого Ксении Петровны Гемп, погибшую в лагере под Холмогорами. В ее обвинительном заключении значилось: «играла на фортепьянах вместо того, чтобы идти служить народу». Говорили об архангельском фотографе Борисе Оттлие, сделавшем последние фотографии внутреннего убранства Свято-Троицкого кафедрального собора, снявшем его разрушение в 1929 году. Вспоминали архангельского священника отца Павла Ильинского – миссионера, делегата Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов, священника Николая Родимова, последнего настоятеля Свято-Троицкой церкви Архангельска в 1930-х годах.

Тема Соловков заняла в концерте особое место. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) стал основным местом ссылки для представителей духовенства и верующих в 1920-е годы: к середине 1920-х годов здесь находилось 24 епископа. Вместе с тем Соловки были местом, «где Россия морально выиграла борьбу со злом, злу противопоставив сонм новомучеников, прославивших ее, ее монастырь…» – писал отец Павел Флоренский. Пронзительный отрывок из книги Бориса Ширяева о Соловках «Неугасимая лампада» прочел заслуженный артист РФ Ростислав Киселев.

Заслуженный артист РФ Ростислав Киселев

В концерте приняли участие Филармонический камерный оркестр, Любительская хоровая капелла; ведущий Валерий Чубар, радиожурналист и писатель; Василий Матонин, председатель правления архангельского регионального отделения Союза писателей России; Светлана Тюкина, заместитель директора Интеллектуального центра Северного (Арктического) федерального университета; Евгений Тенетов, директор Северного морского музея; заслуженный артист РФ Ростислав Киселев, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Армен Вартанян, Полина Бойко, Алексей Питалов, Анна Акимова и другие.

Финальным аккордом вечера стала покаянная молитва, прочитанная священником Павлом Бибиным. В пространстве, где действовал Господь, оттаивали сердца, когда-то разделенные обидами или идейными разногласиями.

Священник Павел Бибин

Далекие потомки наши, знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!

Максимилиан Волошин. «Потомкам», 1921 г.

 

Татьяна Пархомович

Фото Андрея Подорова
Источник

Валерий Чубар
Архангельская Любительская хоровая капелла. Художественный руководитель – профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России – Владимир Максимков. Дирижер-хормейстер – Лилия Булгакова
Василий Матонин
Дипломант международного конкурса Армен Вартанян (скрипка), лауреат международного конкурса Полина Бойко (фортепиано)
Лауреаты международных конкурсов Анна Акимова, Алексей Питалов
Лауреат международного конкурса Сергей Кудряшов (фортепиано)
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея
Ансамбль гитаристов под руководством заслуженного работника культуры РФ Владимира Токарева
Светлана Тюкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.