«Братство не может прекратиться»

10 февраля 2016
О двадцати новых православных братствах, существовавших в конце XIX-начале XX вв., узнали участники встречи с историком Василием Георгиевичем Трофименко
1
Василий Георгиевич Трофименко

«Для вас, сыны мира, дети премудрости – я уверен – братство и дело братства 
– мировая ценность, святыня Божия».
Епископ Череповецкий Макарий (Опоцкий)

В День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Михайловское и Архангельское малые православные братства встретились с Василием Георгиевичем Трофименко, кандидатом исторических наук, автором диссертации «Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере в 1864-1918 гг.», начальником отдела обеспечения сохранности документов Государственного архива Архангельской области.

2

– Часть церковной интеллигенции периферии, в частности Европейского Севера России, уже в 1860-х гг. пришла к выводу о необходимости сплочения разных общественных сил в религиозно-просветительских целях.. Утверждение идеи создания братств как необходимой основы для продуктивного ведения миссионерской и просветительской деятельности в сознании духовенства происходило постепенно, – так он начал свой рассказ об истории церковных братств на Севере.

На территории Архангельской и Вологодской епархий в конце XIX-начале XX вв. существовало около двадцати братств: викарные, епархиальные и приходские.

3

В 1908 году для противодействия финской пропаганде на территории современной Карелии было создано одно из крупнейших епархиальных братств – Архангельское православное Беломорско-Карельское братство. При нем работала переводческая комиссия, которая занималась переводом Евангелия и молитв на язык карел. Братство строило церковно-приходские братские школы, восстанавливало храмы, выделяло стипендии способным карельским детям на обучение в Архангельске.

Церковно-приходские братства, в основном, занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Цели таких братств – помощь нуждающимся прихожанам и религиозно-нравственное просвещение. Свою деятельность развернули Воскресенское братство (г. Архангельск), братство во имя Пресвятой Богородицы в с. Усть-Цильма (ныне — Республика Коми), Холмогорское благотворительное братство и другие. Интересно, что св. праведный о. Иоанн Кронштадтский был почетным членом Александро-Свирского и других православных братств.

Самым горячим сторонником братского движения на Севере стал архангельский священник Михаил Попов. На страницах «Архангельских епархиальных ведомостей» в 1900 году он писал, что братства, как объединение пастыря с пасомыми, необходимы. Священник рассуждал о том, что необходимо собрать самых разных людей: пастырей, начальников, учителей, докторов, купцов и других деятелей, любящих друг друга по-евангельски и по-братски: «Представим, что их знание, благочестие, силы, богатство направлены к тому, чтобы других спасать, исправлять и направлять. Какие бы результаты и последствия получились бы…». Несмотря на то, что главная забота о спасении ближнего лежит на священнике, все прихожане должны включиться в это миссионерское дело. Но осуществление его возможно, как указывает о. Михаил, только в братстве. Свои идеи он воплотил в жизнь, создав в 1900 году при Воскресенской церкви одноименное братство. В Уставе братства говорилось, что все его члены призываются к тому, чтобы «каждый прихожанин и прихожанка были истинными последователями распятого Господа нашего Иисуса Христа… Все братчики стремятся к такой деятельности единодушно с пастырем во главе, под покровом церкви православной и при ее благодатных средствах».

Среди целей братства:

1. Религиозно-нравственная: «умножение» православной веры, евангельской любви и мира, привлечение к почитанию воскресных и праздничных дней, ежегодной исповеди и причастия Святых Тайн, обращение согрешающих к покаянию и святой жизни и другое.

2. Просветительская: все взрослые должны знать Христа, Его учение, заповеди, молитвы, Символ веры; – все в приходе должны знать, для чего они живут на свете, в чем состоит духовная жизнь, какие есть средства для борьбы с грехом и страстями, «чтобы, узнав, всякий приготовил себя и отдал свои силы, свою жизнь на благо ближних для прославления Бога и вечного спасения себя и других».

4
Воскресенская церковь

Братство осуществляло активную просветительскую и благотворительную деятельность. В 1911 году, спустя 11 лет существования братства, священник Михаил Попов писал о нем в газете «Архангельские епархиальные ведомости»: «Воскресенское братство – сама жизнь. Оно основано на союзе каждого братчика и братчицы со Христом Богом, на признании всех ближних братьями во Христе, при взаимной самоотверженной любви и при постоянном стремлении выйти из рабства греху и стараться жить для Бога и для спасения себя и других».

В свою очередь Василий Трофименко пишет так о Воскресенском братстве: «Они не решали государственных проблем, не стремились кому-либо противостоять. Не волновали их вопросы управления делами братства и вопросы имущества. Нет, они не думали, как поступить со средствами при прекращении деятельности братства. Они просто писали: «Братство не может прекратиться». Как можно расторгнуть союз с Богом? Для людей того времени «братство во Христе» существовало так же независимо от внешних обстоятельств, как электромагнитное поле существует вне зависимости от того, знаем мы о нем или нет. Распад братских отношений противоестествен, несовместим с божественной частью человеческой природы».

5

Участники встречи задавали самые интересные вопросы: существует ли преемственность между братствами, развернувшими свою деятельность на Севере в конце XIX-начале XX вв. и современной жизнью церкви; возможно ли восстановление братской жизни сегодня; в чем специфика братств на Русском Севере; какова может быть роль мирян в современной церкви и другие. Разговор получился вдохновенный, искренний и заинтересованный. Надеемся, что в исследовании этой темы нас ждет еще много открытий.

Татьяна Пархомович

 Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.