XX век в России отмечен беспрецедентными в истории человечества репрессиями против собственного народа. Однако прошедшее столетие оставило нам в наследство не только память о разрушающей силе зла, но и свидетельства о Надежде и Божьей милости, побеждающих зло и явленных в жизни людей. Выставка рассказывает о судьбах пострадавших за свою веру, но при этом дает твердую уверенность, что даже в самые тяжелые времена в человеке есть сила для того, чтобы быть источником света, радости и вдохновения. Это рассказ о Пасхальной радости, которую несут примеры настоящего подвига новомучеников и исповедников веры Русского Севера.
«Если мы на самом деле приложим усилия по их восстановлению почти из небытия и обретем других духовных предков, чем нам предлагали (всех тех Павок Корчагиных и т. п.), то нас, вполне возможно, ждет другое будущее, потому что духовный подвиг, совершенный в России в XX веке, на самом деле неописуем» (О.А. Седакова).
Организаторы проекта:
Культурно-просветительский фонд «Сретение»
Северодвинское отделение регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть»
Архангельские православные братства во имя архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила
Судьбы храмов Архангельской епархии в годы установления советской власти
Улицы Архангельска рассказывают…(Кедров, Урицкий, Дзержинский)
История кафедрального Свято-Троицкого собора — духовной доминанты города Архангельска
Судьба Свято-Сретенского храма с. Заостровье
Места памяти жертв политических репрессий в Архангельской области
История города-лагеря Молотовска-Северодвинска
История Лявлинских захоронений
Святость и трагедия Шенкурска
Соловецкий лагерь особого назначения
Каргопольлаг
Священномученик Иларион (Троицкий)
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Отец Павел Флоренский
Священномученик Вениамин (Казанский)
Далекий путь архимандрита Сергия (Савельева) и его духовной семьи
Житие настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви священномученика протоиерея Николая Родимова
Священники Архангельской епархии
Священник Венедикт Титов
Яренск
27.07.2013 г.
Вся выставка произвела очень сильное впечатление. Сложно выразить те эмоции и чувства, которые всколыхнулись и не дают высказать мысль на бумаге. Огромная благодарность всем людям, принявшим участие в создании выставки, в подготовке и сборе материалов. Выставка просто «окрыляет», подвигает слушателя еще и еще раз задуматься над своей жизнью и увидеть свой путь, свои мысли и дела с других позиций. Не просто со стороны, а откуда-то сверху, из светлого, доброго, вечного, небесного. Хочется встать на путь поиска новых жизненных позиций, на путь добра и любви к человечеству, и каждому, кто рядом, т.е. ближнему. Спасибо за все это. С огромной благодарностью участники фольклорной экспедиции Санкт-Петербургской консерватории, студенты и преподаватели кафедры этномузыкологии.
Алла Валерьевна Полякова, музей п. Октябрьский
21.06.2013 г.
Уважаемые организаторы выставки! Огромное человеческое спасибо за столь содержательную, интересную выставку! Материалы выставки о судьбах разных людей, духовно несломленных никакими репрессиями, глубоко потрясли меня. Восстановление исторической и духовной памяти возможно только через осознание разрушений ХХ века, следствием, которых стали многомиллионные жертвы в нашей стране. Спасибо, что на лучших примерах вы стараетесь донести это до каждого из нас. Ваша выставка дает представление духовного сопротивления по области, стране. Нашего отдаленного от г. Архангельска района, тоже коснулись репрессии. Храмы разрушены во всех селах вдоль Вычегды, и не только храмы. Судьбы священнослужителей, подвергшихся гонению, нам неизвестны. Ваша выставка дает нам толчок к поиску этой информации. Белых пятен в истории района не должно быть! А, главное имена пострадавших должны знать односельчане, жители района. Только зная историю полно, мы сможем противостоять злу, насилию, невежеству, катастрофам — какие бы они не были.
С уважением, А. А. Угрюмова, г. Яренск, центральная библиотека
21.06.2013 г.
Выставка и рассказ о священнослужителях и простых мирянах, пострадавших за веру Христову очень интересные и познавательные. Спасибо людям, неравнодушным к нашей живой истории, ищущим правду и доносящим ее до простого человека. Во славу Божию жива Российская земля! Житель г. Яренска. Благодарим за подвижнический труд не только по сохранению духовного наследия и памяти о тех, кто пострадал за веру, но и то, что стараетесь донести это до тысяч жителей городов, сел, деревень нашей области. Потрясают масштабы человеческой трагедии и величие духа «неперемолотых». Пусть в вашем благородном деле всегда сопутствуют вера, надежда, любовь.
Житель Вилегодского района, с. Ильнско-Подомское
14.06.2013г.
Очень благодарна случаю, что удалось побывать на вашей выставке. Вы делаете нужное, благодатное и полезное дело по духовно-нравственному просвещению. Узнали много интересного и нового. Но и нашли общую историю и корни, которые связывают наши области Кировскую и Архангельскую. История многих ваших священников связана с нами, их жизнь проходила в нашем районе, что вдвойне приятно. Ждем случая пригласить в гости. Приезжайте, будем рады. Спасибо.
Гости из Лузского района Кировской области, с. Ильнско-Подомское
28.04.2013г.
Огромное спасибо за выставку! Во все времена требуется мужество, чтобы говорить правду. «…Всегда находится человек, который говорил: «Нет!», и в этом был смысл и правда.»
Воронита О.Е., архитектор, г. Каргополь
23.04.2013г.
Большое спасибо за выставку. Оставила неизгладимый след в душе, заставила задуматься и многое переосмыслить. Спасибо за то, что храните нашу историю, память веков, память предков. Все это очень нужно для нас и наших детей.
Сысоева П.А., Зупарева О.П., г. Каргополь
21.04.2013г.
Открытие выставки «Неперемолотые» уникально. Ценные экспозиции, рассказ эмоциональный, знание темы восхищает, убеждает в том, что главное для человека вера – Истина, которая помогает человеку быть человеком даже в самых ужасных условиях. Появляется желание узнать по этой теме больше, чаще обращаться к вере, брать пример с духовников ХХ века. Это действительно нужно живым, всем людям, особенно молодежи, которая должна вернуться к своим духовным источникам: вере, любви ближнего, своей Родины.
Иконникова, председатель районного общества «Совесть», г. Каргополь
14.04.2013г.
Впервые увидела выставку и услышала экскурсию подобного содержания. Все это было скрыто от нас и неведомо, хотя и очень близко. Это большой пласт нашей отечественной истории и культуры. Галерея великих людей: философов, ученных, и все они глубоко верующие люди, честь и совесть наша. Спасибо, благодарю за память, за труды ваши.
Бруянова Н.П., г. Котлас
7.04.20013г.
Выставка важная для нравственного становления молодежи, значима для духовной жизни любого человека. Она обращает нас к трагическим событиям прошлого, но и к духовной стойкости, к духовному подвигу. Такие материалы возвышают душу человека. Информация необходимая, доносится ярко, эмоционально. Большое спасибо.
Учитель истории МОУ «СОШ № 17», г. Котлас, краевед Клапиюк М.В.
8.04.20013г.
Огромное впечатление оставила выставка, богато представленная экспонатами. Поражает духовная стойкость этих людей, отдавших жизни служению людям и всей России. Выражаем огромную благодарность сотрудникам, подготовившим данную экспозицию.
Студенты Котласского педагогического колледжа (17 человек) и преподаватель Истомина И.А.
01.04.2013г.
Огромное спасибо за организацию экскурсии, за шикарную выставку, за шаг назад в нашу Северную историю. Мы очень благодарны Вам за вашу работу. Вы Молодцы! С чистым сердцем и широкой душой должен быть человек, который говорит о святом, о запретном, о близком и далеком. Низкий Вам поклон за Вашу деятельность.
Администрация МО «Холмогорский муниципальный район»
17.12.2012г.
Спасибо огромное и низкий поклон за просветление в наших душах. Надеюсь, что это будет очень полезно и значимо для наших детей, которые сегодня «окунулись» в мир того времени.
С уважением, Лапшина Елена Юрьевна, 10 «а», 10 «б», 11 «а» гимназии г. Новодвинска
09.01.2013г.
С большим интересом, глубоко переживая услышанному, познакомились с материалами выставки. Выражаем благодарность организаторам за подвижнический труд по просвещению всех, кто не был знаком с такой историей.
Школьные библиотекари г. Новодвинска
26.03.2012г.
Эта выставка – очень важное событие для нас – жителей Архангельской области. Именно здесь сохраняли убеждения через многие муки.
Огромное спасибо организаторам. С уважением, Фортыгин В.С
26.04.2012г.
Память о прошлом нашего государства, о «темном», прошлом в истории и о светлых людях, подвигом, которых восхищаешься, необходима для всех людей, а особенно для подрастающего поколения! Огромное спасибо организаторам!
Музей истории УФСИН, главный хранитель фондов Е.В. Шахова
24.04.2012г.
Спаси Вас Господи! Открываете нам глаза на нашу подлинную историю, историю нашей Церкви, нашей веры, наших отцов, дедов – жизнь.
С уважением Некрасова М.П., сестричество св. цар. мчщ. Александры Феодоровны
17.11.2013г.
Примите слова признательности за представленную историю, которая призывает нас к более глубокому пониманию истории, готовности и способности справляться с жизненными испытаниями и веры в Бога.
Выучейская Н.А., дер. Ваймуша Карпогорского района
01.12.2013г.
Хочется поблагодарить всех организаторов выставки всех людей, которые, хотя бы капельку себя, своей души, своего сердца, вложили в это дело. Очень нужное дело в наше современное, сумасшедшее время, которое уносит все быстро и безвозвратно!!! Очень хочется, чтобы та информация, которая была посетителями выставки услышана в первый или не в первый раз, оставила след, и они по-новому осмыслили свою жизнь, свои взгляды на понимание всего происходящего в этом мире. Трагедия ХХ века, задевшая многие, а может и почти все семьи России, не должна больше никогда повториться!!! Многие невинно пострадавшие люди могли бы дать нашему Отечеству, нашей Родине, нашей России еще больше, чем они успели дать за свой нелегкий и очень трудный путь на этой земле! Надеемся, что такие выставки смогут повлиять на наше общество, будущее и на наших потомков. Спасибо! Бог в помощь!
Администрация Муниципального бюджетного Учреждения культуры «Карпогорская межпоселенческая библиотека муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
15.12.2012г.
Огромное спасибо всем, организовавшим уникальную выставку «Неперемолотые» в городе Новодвинске. И это неслучайно. Наш город тоже переживал годы репрессий, в нем живут те, кто этот груз на своих плечах несли. Спасибо за очень интересную экскурсию. Материал богатейший, познавательный, воспитывающий. Очень полезно посетить эту выставку школьникам и просто жителям города. Ваш труд не напрасен. Спасибо!!!
Руководитель музея истории школы № 2, г. Новодвинск, Гавриш Нина Ксенофонтовна
01.04.2013г.
От библиотекарей и читателей библиотек с. Холмогоры и МКУК «Холмогорская УМБ» выражает слова искренней признательности организаторам выставки «Неперемолотые». Освещена грамотно, убедительно сложная и трудная тема, которую удалось организаторам и экскурсоводам раскрыть так, что были затронуты самые глубокие чувства. Выставка интересна не только в познавательном смысле, но и в моральном и нравственном аспекте. Более 200 человек познакомилось с ней, прошли 7 организованных экскурсий. Молодцы! Успехов Вам в дальнейшей работе.
Директор МКУК ХУМБ, с. Холмогоры
21.03.2013 г.
Замечательная экспозиция, прекрасный рассказ о подвиге веры. Огромное спасибо организаторам. Божьей помощи и содействия в этом деле. Конечно, об этом подвиге наших новомучеников должен знать каждый русский человек. Было очень интересно, спасибо большое.
О. Михаил (Бузыкин), храм Рождества пророка и Предтечи Иоанна, г. Каргополь
21.03.2013 г.
Благодарим Вас за выставку и внимание нашему городу. Особая благодарность за профессиональное сопровождение выставки, в частности, прекрасную экскурсию.
Свящ. Андрей Усачев, благочинный Каргопольского округа
19.06.2013г.
Хорошо оформлена, просто, доступно, с душой рассказано. Впечатления возвышенные. Бог вам в помощь!
Настоятель храма Всех Святых иерей Адам Айдамиров, с. Яренск
6.02.2013г.
Огромное спасибо организаторам выставки за драгоценные слова, сказанные о людях, которые являются совестью, честью, светом, духовным хлебом для нас и нашей многострадальной Российской земли!
С благодарностью, Третьякова А.П., с. Заостровье Приморского района
27.07.2013 г.
Огромная благодарность за выставку и отдельно за рассказ экскурсоводу и всем участникам. «…ибо время сталкиваясь с памятью, ощущает свое бесправие…» И. Бродский. Люди живы, пока мы о них помним. И мы живы, пока о нас помнят…
Е. Хантаназейская, музей «Малые Карелы», г. Архангельск
27.07.2013 г.
Выражаем огромную благодарность за бесценный дар, полученный на выставке, на экскурсии. Спасибо за то, что открыли нам печальные страницы истории нашей Родины, тем не менее, дающие просветление и укрепление духа. Удачи Вам в Вашем Правом Деле!
Студенты СПбГК им.Н.А. Римского-Корсакого, посетившие выставку в п. Октябрьском Устьянского района
6.12.2011 г.
Хочу выразить благодарность и искреннюю признательность организаторам выставки «Неперемолотые». Как справедливо было отмечено, тема духовного противостояния, действительно, трудная и сложная. Невозможно избежать крайностей, однобокости при раскрытии этой темы. Однако авторам удалось это невозможное. Сегодняшняя экскурсия в прошлое была не просто познавательной в информативном плане. Более всего она стала для нас всех полезной в моральном, нравственном аспекте. Не относя себя ни к приверженцам советской власти, ни к сторонникам современной демократии. Лично я сегодня для себя определяла духовную позицию. И в этом мне очень помогла выставка и замечательный рассказ ее организаторов. Есть, что осмыслить, есть, над чем подумать, что принять, а что отторгнуть. Сюда надо приходить семьями, чтобы закладывать традиции духовного наследия, в том числе на примере материала и экспонатов этой выставки. Лично я получила от нее положительный душевный заряд. Отдельное спасибо местным организаторам за неравнодушие и интересные творческие идеи, а также за гостеприимство.
Т. Рябоконь, с. Красноусольское
24.02.2013 г. Огромное спасибо организаторам и всем, кто принимал участие в организации этой выставки. По-настоящему яркого, живого, не имеющего возможности пройти мимо твоего слуха, твоего сердца и разума свидетельства истинного духовного сопротивления такой силы духа и веры, которая, безусловно, должна быть примером для каждого современного человека и человечества в будущем.
С большой благодарностью и радостью! А.Гурьянова, г. Вельск
14.04.2013г.
Благодарим организаторов выставки «Неперемолотые» за содержательную, доступную и интересную беседу. Низкий поклон и творческих успехов. Будем очень рады встретиться с Вами. Родители и ученики Воскресной школы посёлка Вычегодский.
Храм в честь иконы Тихвинской Божией Матери, г. Котлас
06.11.2013 и 07.11.2013 г.
Огромное спасибо за содержательную беседу, которая надеемся, заставит задуматься молодое поколение об истории России, Архангельской области, г. Шенкурска…Поднята тема памяти, исторической памяти…Очень интересно, познавательно, эмоционально представлен материал. Спасибо! Учителя русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СОШ».
Учащиеся 7 «в», 11 «а», 11 «б», 10 «а», 10 «б» — всего 121 человек, г. Шенкурск
07.11.2013 г.
Огромное спасибо организаторам этой удивительно интересной, познавательной ярко оформленной выставки. Два часа пролетели как одно мгновение. Хочется ещё находиться рядом, получать благодать, радоваться как богат наш край благородными людьми, чтить их в памяти, хочется прочесть о них ещё больше. Какое нужное и полезное дело Вы делаете, дорогие друзья! Низкий всем поклон за благородное дело! Благодаря Вам живёт в памяти то далёкое время – время жестоких репрессий. Но доброта, любовь, порядочность, вера в Россию были и останутся вечными навсегда. Спасибо, что выставка останется ещё на время в библиотеке. Мы обязательно, ещё неоднократно успеем её посетить и познакомиться с материалами. Обязательно прочтём книгу о. Павла Флоренского и постараемся хоть что-то собрать о событиях репрессий в нашем крае.
С огромным почтением к Вам группа слушателей: Сергеева Л.В., Кузнецова Л.Е.,
Журавлёва Е.В., Ежова Т.В., Гусева В.М., г. Шенкурск
8.12.2011 г.
Мы с дочерью давно желали посетить Ваш музей…Слава Богу! Сегодня это (для нас немаловажное событие) произошло. Ни об одной потраченной минуте не жалеем. Спасибо Вам за Ваш труд и прилежное усердие, за Ваше внимание и доброту, которая является большим дефицитом в последнее время. Как Евангельский христианин всегда восхищался «Неперемолотыми» от 1 веды и до 21. Христос сказал: «Я создам Церковь, и врата ада не одолеют её». Она была, есть и будет на земле до своего восхищения в Царство Небесное! А оно уже не за горами!
С благодарственным почтением, тюремный священник Сухарев Олег, г. Архангельск
29.02.2012 г.
И батюшки и миряне, пострадавшие за Христа – наши отцы. Не было бы их – не было бы нас. Каждый отец (если он хочет), может помочь своим детям, даже если он физически не с ними. Как же нам помогают наши новомученики и исповедники Российские, стоящие престолом Божьим! Спасибо Вам за выставку. Вы делаете нас ближе к Небу.
Священник Успенского храма о. Даниил Горячёв, г. Архангельск
14.03.2012 г.
То, что Вы говорите, то, о чём Вы говорите, трогает до слёз и воспитывает душу. Спасибо Вам!
Преподаватель Бедина Н.Н., г. Архангельск
16.06.2013 г.
Огромное спасибо за приезд и проведение выставки! Конечно, для нашего села — это огромное событие, которое проходит не каждый месяц. Узнала очень много нового, интересного, некоторые факты были неожиданные. Экскурсоводы рассказывают очень живо, интересно, передавая информацию в живом, в неподдельно живом виде, что сейчас очень редко!
Хотелось бы Вас ещё увидеть на нашей Вилегодской земле. Приезжайте с выставкой, да и просто в гости! Будем рады Вас видеть!
Прихожанка Ильинского храма Людмила Тарантай, с. Ильинско-Подомское
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/neperemolotye-v-severnoi-shveicarii/ — Ильинско — Подомское
http://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fwww.psmb.ru%2Faktualnye-temy%2Fusvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov%2Fstatja%2Ftam-gde-plachet-zemlja%2F — Яренск
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/neperemolotye-o-podvizhnikakh-very-na-russkom-severe/ — Каргополь
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/istorija-nasha-uchitelnica/ — Каргополь
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/v-gody-bezbozhestva-kotlas-okazalsja-v-ehpicentre-sobyti/ — Котлас
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/lish-by-my-ne-spali-lish-by-my-pomogli-obshchemu-delu-spas/ — Холмогоры
http://www.psmb.ru/video/reportazh/statja/neperemolotye-v-novodvinske/ -Новодвинск
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/vozrozhdenie-pamjati-o-zhertvakh-repressii-v-novodvinske/- Новодвинск
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/pochemu-my-dolzhny-osudit-prestuplenija-sovetskogo-rezhima/statja/ehto-bylo-nastolko-interesno-chto-ja-stojala-otkryv-rot/ — Заостровье
http://sretenie-portal.livejournal.com/29647.html — Коноша
http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/usvoen-li-cerkovju-ves-opyt-novomuchenikov/statja/postradat-za-khrista-ne-strashno/ — Шенкурск
http://sretenie-portal.livejournal.com/40684.html — Мезень
http://sretenie-portal.livejournal.com/46562.html — Березник
http://sretenie-portal.livejournal.com/47426.html — Няндома
https://mail.yandex.ru/neo2/lite.jsx — Соловки
Статья посвящена передвижному исследовательскому историческому проекту «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в 20 веке» — общему делу представителей церкви и общества. Эта уникальная выставка о несгибаемости человеческого духа в невероятно бесчеловечных условиях безбожия эпохи советского режима рассказывает о XX веке как великом времени триумфа духа, о Пасхальной радости, которую несут примеры настоящего подвига новомучеников и исповедников веры, связанных с историей Русского Севера. Проект рассказывает и о различных формах объединения людей: общинах, братствах, которые помогали людям мирно противостоять злу тоталитарного государства.
The article is devoted to the historical research project ”The People Who Were Not Ground Down. History of Spiritual Resistance in the 20th Century Russian North,” which is the joint initiative of church and society representatives. This unique mobile exhibition bears witness to the firmness of human spirit in the incredibly inhumane conditions of atheism during the Soviet regime. Within this project, the history of the 20th century is represented as a great age of spiritual triumph. The examples of the genuine feat of the new martyrs and confessors within the history of the Russian North convey Paschal joy. The project also narrates about different forms of associations – communities and brotherhoods – that helped people to peacefully resist the evil of the totalitarian state.
Key words: spiritual resistance to evil, spiritual feat
Выставочный проект «Неперемолотые» как форма сохранения памяти о репрессиях на Русском Севере.
Автор: Ирина Петровна Пономарева – координатор выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в 20 веке», член Преображенского содружества малых православных братств в Архангельске
XX век в России отмечен беспрецедентной в мировой истории антропологической катастрофой. Уничтожение ценности человека как личности, кризис доверия, боязнь самостоятельного мышления – все эти и многие другие качества современного человека – следствие того, что произошло с нашей страной в годы советской власти. Немало глубоких и талантливых личностей, потеряв внешнюю физическую свободу, не теряли свободы внутренней. Своим примером непричастности злу они свидетельствовали о собранности и цельности, поддерживали и вдохновляли слабых и отчаявшихся. В СССР к концу 1930-х годов самые свободные и лучшие люди оказались в лагерях и ссылках, изгнании и поношении: вожди советского государства именно Церковь, православное духовенство и верных, то есть преданных, а потому и подлинных, христиан расценивало как самых опасных противников коммунистической идеологии. В марте 1922 года В. Ленин, не скрывая своей ненависти в отношении Церкви, пишет в письме Вячеславу Молотову о беспощадном подавлении христиан, выступивших против изъятия безбожным государством православных святынь и церковных ценностей: «…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяток лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[1].
История Русского Севера, который неслучайно называют «Русской Голгофой», требует внимательного изучения и осмысления, духовной оценки, молитвы и трезвого взгляда, и потому цель проекта «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в 20 веке» — собирание, восстановление, передача исторической памяти через приобщение к опыту ненасильственного, неполитического противостояния злу через свидетельство о настоящем мужестве, святости, красоте, достоинстве, о верности, о любви к святыне и способности ее защитить. О силе общинной жизни, о братских отношениях. Человеку сегодняшнего дня нужен опыт несгибаемости духа, опыт святости, на которые можно равняться, опыт тех, кто всей своей жизнью свидетельствовал миру о силе и славе Божьей, о свете, о пасхальной радости, которая пронизывала жизнь этих людей. Эта уникальная выставка о несгибаемости человеческого духа в невероятно бесчеловечных условиях безбожия эпохи советского режима рассказывает о XX веке как великом времени триумфа духа, о Пасхальной радости, которую несут примеры настоящего подвига новомучеников и исповедников веры, связанных с историей Русского Севера, ведь XX столетие оставило нам в наследство не только память о разрушающей силе зла на Русском Севере, но и свидетельства о духовной стойкости, надежде и милости, побеждающих ненависть и террор, ведь с Севером связана жизнь достойных людей — исповедников веры: сщмч. Никодима (Кононова) — уроженца Онеги, епископа Белгородского, сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского – уроженца Няндомы, прмч. архимандрита Вениамина, последнего настоятеля Соловецкого монастыря – уроженца Шенкурского уезда, сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, сщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, сщмч. Антония (Быстрова), архиепископа Архангельского и Холмогорского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свящ. Павла Флоренского, архим. Иоанна (Крестьянкина), архим. Сергия (Савельева), епископа-катехизатора Макария (Опоцкого)», сщмч. протоиерея Николая Родимова, свящ. Венедикта Титова и других светильников правды, которые явили пример подлинного неполитического мирного противостояния злу.
Не только индивидуальный подвиг святых северной земли важен для нас сегодня. История Севера дает всем нам важный опыт того, что чаще всего самыми крепкими оказывались те люди, которые объединялись в неформальные артели, общины, духовные семьи, братства. С Севером связана судьба духовной семьи архим. Сергия Савельева, история трудового братства Н.Н. Неплюева, братства еп. Макария Опоцкого. Он написал удивительные слова: «Друзья мои, теперь кажется ясной для вас, сколько великая благодать сокрыта в слове братство. Лично для меня это такое сокровище, за которое вся краса мира сего…Я уже нашел это сокровище и радуюсь, как жених своей прекрасной невестой. Дай Бог, чтобы и вы так же влюбились в святое братство, как влюблен в него Христос, апостолы и первые христиане, а за ними и я, Слава Богу за все».[2] Действительно, история братств начинается с 16 века, а к 1917 г. насчитывается в России порядка 700 неформальных объединений верующих людей, которые желают всей своей жизнью свидетельствовать о славе и силе Божьей.[3] Поэтому один из планшетов посвящен уникальному в истории духовного сопротивления на Севере опыту общины Свято-Сретенского храма в с. Заостровье.[4] Рассказ о крепкой вере как основе жизни, о самопожертвовании реальных прихожан, об истории подвига духа особенно важен для современного человека, потерявшего веру в то, что по совести жить можно и должно.
Историю советского периода называли «колизеем ХХ века. Противостоять всему, что является бессовестным, клеветническим, лживым в реальной действительности – это одна из задач нашей выставки. Задачей проекта является собирание, объединение всех живых сил в обществе. Проект «Неперемолотые» — это общее дело и церкви, и общества, ведь память — категория собирающая, исключительно духовная, которая создает феномен культуры и обеспечивает ее преемственность. В последнее время много говорится о построении гражданского общества в нашей стране. Но построение такого общества невозможно с поверхностными суждениями. Подобного рода выставки позволяют нам несколько отрезвиться, посмотреть трезвым взглядом на ту эпоху, на ту жизнь, которая расставляет все точки над «и». Мы должны не только помнить о новомучениках и исповедниках, но и стараться, чтобы их опыт был осмыслен нами. И об этом, по слову архиеп. Томского Ростислава, особенно важно говорить нашей молодежи».[5]
Проект появился благодаря 20-летнему изучению исповедников и новомучеников российских в Преображенском содружестве православных братств и осуществляется представителями архангельских малых православных братств во имя Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. Организаторами выставки в Архангельской области являются также Культурно-просветительский фонд «Сретение», северодвинское отделение регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть».
На сегодняшний день выставка прошла в 20 городах и поселках; в ней более 20 планшетов. 3 смысловые части: Трагедия и святость Архангельска. Лагеря. Область. Светильники правды.
Разделы выставки:
Судьбы храмов Архангельской епархии в годы установления советской власти
Судьбы священнослужителей Архангельской епархии в годы установления советской власти
История кафедрального Свято-Троицкого собора — духовной доминанты города г. Архангельска
Судьба Архангельского епархиального древлехранилища. Иустин Михайлович Сибирцев.
Судьба Свято-Сретенского храма с. Заостровье
Судьба священника Венедикта Титова
Места памяти жертв политических репрессий в Архангельской области
Улицы Архангельска рассказывают…(Кедров, Урицкий, Дзерджинский)
История Лявлинских захоронений
Трагические страницы Ленского района. Судьбы спецпереселенцев
Каргопольлаг
Святость и трагедия Шенкурска
История города-лагеря Молотовска-Северодвинска
История Николо-Карельского монастыря
Соловецкий лагерь особого назначения
История изъятия церковных ценностей на Соловках и судьбы хранителей и экспонатов
Священномученик Иларион (Троицкий)
Отец Павел Флоренский
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Житие настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви священномученика протоиерея Николая Родимова
Далекий путь архимандрита Сергия (Савельева) и его духовной семьи
Священномученик Вениамин Казанский)
Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий)
В создании экспозиции принимали участие и архангельские краеведы: благодаря трудам историка Николая Васильевича Суханова созданы планшеты о лявлинских захоронениях и судьбе свящ. Венедикта Титова. Благодаря прихожанам Свято-Сретенского храма с. Заостровье создан планшет об уникальном храме, одном их двухсот в нашей стране никогда не закрывавшемся в годы гонений, планшет о сщм. Николае Родимове был создан по материалам прихожан Свято-Троицкого храма г. Архангельска.
Неожиданным и радостным открытием для проекта стали встречи с людьми в городах и поселках нашей области, которые сохраняют и передают историческую память. Это и Олег Александрович Угрюмов (Яренск) – автор книги «Боль памяти» http://oleg-ugryumov.ru/index/knigi_chast_4/0-60 , Галина Викторовна Шаверина (Северодвинск) – создатель музейной экспозиции и сайта об Ягринлаге http://www.yagri.ru/krugozor/page/8/14, Татьяна Федоровна Мельник (Архангельск), Николай Васильевич Суханов (Архангельск), Ирина Андреевна Дубровина и Милитина Владимировна Клапиюк ( Котлас). Так, например, Фаркова Людмила Ивановна, бывший совхозный агроном в Каргополе, исследователь прихода храма Космы и Дамиана д. Ватамановская Каргопольского района, восстанавливает судьбы пострадавших за веру ее родного села Кречетово. Благодаря ее трудам, в селе Печниково установлен камень, на котором написаны 17 фамилий пострадавших за веру священников и прихожан, выпущена книга «И был Господь убежищем гонимому». Общее дело восстановления памяти объединило нас, благодаря чему 12 октября 2012 года прошла областная конференция краеведов, где краеведы Севера поделились своим опытом собирания, восстановления и передачи памяти.
Этот проект позволяет восстанавливать историю нашей малой Родины. Академик Грабарь считал дореволюционный Архангельск одним из 13 достопримечательных «городов-музеев»[6], но уже профессор П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства…архитектурный ландшафт Архангельска…был в своем роде единственным в мире…Коммунистическая власть показала себя ожесточенным и ни перед чем не останавливающимся разрушителем ценнейших памятников истории материальной культуры»[7]. Действительно, в Архангельске на 1919 год – 45 тыс. жителей и 30 храмов, а для сравнения на январь 2012 г. – 355 тыс. жителей и 10 церквей. В 1920-1930 гг., в период расцвета политики «воинствующего безбожия», в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 г., вскоре после вступления Красной Армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрытыми все иноверческие и большая часть православных храмов. Всего в 1918-1933 гг. на территории Архангельской епархии, по неполным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, произведено 60 вскрытий мощей, национализировано 16 монастырей; с 1918 г. по 1943 г. 12 из 13 архиереев, возглавлявших Архангельскую кафедру, репрессированы.[8] Рассказ об этой странице нашей истории – важная часть проекта.
Действительно, только с февраля 1920 за полтора года жертвами «красного террора» в Архангельске стали 25.640 жителей губернии.[9] Город «стонал целое лето» стал «городом мертвых».[10] Питирим Сорокин писал: «В Архангельске в это время была настоящая мясорубка. Большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти. Чувствуя, как шатается почва под ногами, они пытались укрепить свои позиции безудержным террором».[11] Сотни тысяч человек отбывали наказание на территории Северного края. Среди них 34000 человек, на кого были заведены дела Архангельской губЧК. Из них пострадавших за веру – 3168 чел. При отбывании наказания в Северном крае репрессированы 53 архипастыря. На 15 марта 1930 г. в Северный край выслано 45 000 человек со всех районов страны.[12] Только с февраля по май 1930 г. – 46 562 семьи спецпереселенцев в количестве 230 066 человек (67 % всех раскулаченных).[13] На 1 июля 1947 г. в области в 94 спецпоселках и 9 городах живет 3638 немецких семей (11392 человек) и 1368 трудармейцев, больше всего в Приморском, Плесецком, Онежском, Котласском районах.
1 этап: 31 марта 1930 г. – так называемые кулаки: белорусы, татары, немцы Поволжья, жители Астраханской, Оренбургской областей.
2 этап: 1932 – 1933 гг. – жители Кавказа и Кубани.[14]
3 этап: 1935 г. – жители Украины и Белоруссии приграничных с Польшей районов.[15] С начала 1940 г. – 3 этапа поляков. Сначала «осадники», «лесники», «лесничие»[16]; потом, в 1945 – 46 гг., так называемые бандеровцы, власовцы.[17] На 1 июля 1947 г. в области в 94 спецпоселках и 9 городах — 3638 немецких семей (11 392 человека) и 1368 трудармейцев. Больше всего в Приморском, Плесецком, Онежском, Котласском районах.[18]
Одна из самых непростых для исследования тем связана лагерями, созданными властями для борьбы с инакомыслием. Первый советский губернский ЛПР на Севере появился в Шенкурске в 1919 г[19]. (так же, как и первый храм в России был разрушен именно там). К началу 1921 г. в губернии уже действовало пять ЛПР: Архангельский, Исакогорский, Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский[20]. В 85 км от Архангельска, в селе Холмогоры, большевики создали концлагерь, ставший предшественником Соловков, Колымы, Катыни, Куропат, Быковни. Лишь редкие свидетельства о нём проникали в зарубежную, прежде всего эмигрантскую, печать. С. П. Мельгунов писал: «Этого лагеря просто-напросто не было до мая 1921 г. И в верстах 10-ти от Холмогор прибывших расстреливали десятками и сотнями. Лицу, специально ездившему для нелегального обследования положения заключённых на Севере, жители окружных деревень называли жуткую цифру – 8000 таким образом погибших».[21] Неслучайно его называли северным дахау, «усыпальницей»[22] русской молодежи. У К. Гемп под Холмогорами расстреляли брата, а маму Надежду Михайловну Минейко (выпускницу Петербургской консерватории и ученицу Римского-Корсакова) заключили в Холмогорский лагерь принудработ, где она в 1921 г. сгинула от тифа. Такое наказание она понесла потому, что «играла на фортепьянах, вместо того, чтобы идти служить народу».[23]
Один из планшетов выставки посвящен исследованию Лявлинских захоронений. Известно, что здесь был расстрелян знаменитый художник Николай Фурсей, крестным отцом которого был Николай Николаевич Неплюев. Он был расстрелян с формулировкой: «Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями».[24] Официально северные ЛПР были ликвидированы Постановлением СНК СССР от 13 октября 1923 г. На основе Северных ЛПР ГПУ и ГУПР НКВД РСФСР (или концентрационных лагерей, переведенных из Архангельска, Холмогор и Пертоминска на Соловецкие острова) был организован Соловецкий ИТЛ ОГПУ (Соловецкие лагеря особого назначения, Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения ОГПУ, СЛОН, СЛАГ, Соловецкие и Карело-Мурманские лагеря, СКМИТЛ) с двумя пересыльными пунктами в Архангельске и Кеми. При этом все «угодья, здания, живой и мертвый инвентарь»[25] Соловецкого монастыря были безвозмездно переданы ОГПУ.
Топонимия – зеркало истории, и поэтому каждый любящий свой город человек задумывается о том, какие имена определяют культурно-исторический облик Архангельска. Председателем Губернской ЧК в годы Советской власти был посланец Ленина Михаил Кедров. О его кровавой деятельности на Севере сохранились многие свидетельства, в том числе Питирима Сорокина. Жена Кедрова, секретарь Губревкома Ревекка Пластинина-Майзель, известна зверствами и крутой расправой. В статье «Женщины-палачи» Екатерина Кускова пишет, что это «дикие палачи».[26] (Ипатьев В. Н. в 1918 г. работал под началом Кедрова в Военном Совете[27].Роман Гуль писал о М. Кедрове: «В 1919 году Дзержинский отправил доктора М. С. Кедрова усмирять Север России. И здесь, в Архангельске, полупомешанный садист в роли начальника Особого отдела ВЧК дал «волю своим кровавым инстинктам, обращая Север России к коммунизму».[28]
М.С. Кедров – историческая фигура, недостойная запечатления на карте России. Я абсолютно согласна с мыслью о том, что «<…> улицы Кедрова, Урицкого, <…>отъявленных палачей, — это признак беспамятства, это издёвка над их жертвами, равносильная продолжению казней, это та самая историческая несправедливость, которая порождает другие, возникающие поныне, а мы не можем понять их истоков». Опрос, проведенный среди учеников МБОУ ОГ №3 г. Архангельска, и петиция, выложенная на портале «Change.org» тому подтверждение.[29]
Также важной для Архангельска и Северодвинска формой восстановления исторической памяти стало проведение сначала 30 октября 2013 г. , а потом и 29 и 30 октября 2014 г. поминального чтения имен жертв советского режима, ставшего уже традиционным во многих городах России[30]. Одной из важных форм собирания памяти остается поисковая исследовательская деятельность, которую ведут члены ПСМБ в разных городах. Так, например, результатом такой работы стал доклад Надежды Романовой «Духовная жизнь в селе Ростовском Вельского района в 30‑е годы ХХ века», посвященный результатам исследовательской экспедиции 2013-2014 гг. в г. Вельске и Вельском районе на научной межрегиональной конференции «Провинциальный музей как ресурс развития территории», посвященной 95-летию Вельского районного краеведческого музея имени В.Ф. Кулакова.
Создатели выставки убеждены, что явление такого рода проектов – это преодоление беспамятства, а значит, и смерти.
«Если мы на самом деле приложим усилия по их восстановлению почти из небытия и обретем других духовных предков, чем нам предлагали (всех тех Павок Корчагиных и т. п.), то нас, вполне возможно, ждет другое будущее, потому что духовный подвиг, совершенный в России в XX веке, на самом деле неописуем» (О.А. Седакова).[31]
Список использованной литературы
- Архангельск — век минувший // Архангельский Краеведческий музей. Издательство Правда Севера, 2009.
- Бала В. Самая большая истина – это твоя собственная жизнь // Гандвик ТV. 26 декабря 1994.
- Гурьянов А.Э. Польские спецпереселенцы в ССССР в 1940-1941 гг.//Режим доступа: http://www.memo.ru/history/polacy/G_1.htm (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Дойков Ю. В. Улица Кедрова? // Северный комсомолец. 9 декабря 1989.
- Малаховский В. С. Каторга и ссылка на Севере в годы гражданской войны // Рукопись. Архангельск. 1992.
- Мельгунов С. П. Красный террор в России: 1918-1923// М., СП PUICO. 1990.
- Мельник Т.Ф. О первых советских лагерях принудительных работ на Архангельском Севере// ХIХ Ломоносовские международные научные чтения. Сборник научных трудов. Архангельск, ПГУ, 2008. С. 88-106.
- Митин В. А. Принудительный труд заключенных на советском Севере // Поморская энциклопедия. Т. 1. Архангельск. 2001. С. 329.
- Насонкин В., Соколов П. Этап в никуда //Совершенно несекретно. 16 апреля 1991 года.
- Новомученики и исповедники земли Архангельской VII Иоанновские образовательные чтения // Архангельск. Православный издательский центр. 2006.
- Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение 1930-1949 // М., РОССПЭН. 2006. С. 175.
- Попов А.Н. Город Архангельск //История. Культура. Экономика. Архангельск 1928.
- Режим доступа: http://dlia-vsex.livejournal.com/38253.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/MELGUNOW/terror.txt (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/veniamin-kononov-i-nikifor-kuchin/713 (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://vk.com/public61171040(дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://www.arhpress.ru/ps/2002/8/8/19.shtml (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/45447.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1491061.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153359.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4773 (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: https://www.change.org/ru/петиции/жителям-города-архангельска-выразите-свое-отношение-к-переименованию-улицы-кедрова-в-архангельске (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Режим доступа: psmb.ru›Новомученики и исповедники›…-opyt-dukhovnogo (дата обращения 18 декабря 2014 года).
- Сабурова Т. Поляки на Архангельском Севере //Правда Севера, 14 октября 1999 года. С.10.
- Сабурова Т. Этнические немцы на Севере //Правда Севера, 21 октября 1999 года. С.10.
- Св. Николой Опоцкий. Идеальная община и путь к ее восстановлению// М., ПСМПБ КПЦ «Преображение», 2011. Стр.33.
- Сорокин П. А., см.: Современные записки. Париж. 1923. т. 15; Кускова Е. Д. см.: Последние новости. 1922. 6 сент.
- Сорокин П. Дальняя дорога// М., Терра. 1992. Глава «Кошки мышки» Режим доступа: zarubezhom.com/Sorokin.htm (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[1] Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/45447.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[2] Св. Николай Опоцкий Идеальная община и путь к ее восстановлению// М., ПСМПБ КПЦ «Преображение», 2011. Стр.33.
[3] Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153359.html (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[4] Поспеловский
[5] Режим доступа: psmb.ru›Новомученики и исповедники›…-opyt-dukhovnogo…(дата обращения 18 декабря 2014 года).
[6] Попов А.Н. Город Архангельск // История. Культура. Экономика. Архангельск 1928. С. 57–58.
[7] Архангельск — век минувший // Архангельский Краеведческий музей. Правда Севера. 2009.Стр.154-155.
[8] Новомученики и исповедники земли Архангельской. VII Иоанновские образовательные чтения//Архангельск. Православный издательский центр. 2006. Стр. 5, 6, 13, 18, 48, 58.
[9] Малаховский В. С. Каторга и ссылка на Севере в годы гражданской войны //Рукопись Архангельск. 1992. С. 54.
[10] Режим доступа: http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/veniamin-kononov-i-nikifor-kuchin/713 (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[11] Режим доступа: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4773 (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[12] Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение 1930-1949// М. РОССПЭН. 2006. С. 905.
[13] Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение. 1930-1949// М. РОССПЭН. 2006. С. 175.
[14] Насонкин В., Соколов П. Этап в никуда //Совершенно несекретно. 16 апреля 1991 года.
[15] Сабурова Т. Поляки на Архангельском Севере //Правда Севера. 14 октября 1999 года. С.10.
[16] Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/17/11896.php (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[17] Гурьянов А.Э. Польские спецпереселенцы в ССССР в 1940-1941 гг.//Режим доступа: http://www.memo.ru/history/polacy/G_1.htm (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[18] Сабурова Т. Этнические немцы на Севере //Правда Севера. 21 октября 1999 года. С.10.
[19] Мельник Т.Ф. О первых советских лагерях принудительных работ на Архангельском Севере// ХIХ Ломоносовские международные научные чтения. Сборник научных трудов. Архангельск. ПГУ. 2008. С. 88-106.
[20] Митин В. А. Принудительный труд заключенных на советском Севере // Поморская энциклопедия. Т. 1. Архангельск. 2001. С. 329.
[21] Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/MELGUNOW/terror.txt (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[22] Мельгунов С. П. Красный террор в России: 1918-1923// М., СП PUICO. 1990.
[23] Бала В. Самая большая истина – это твоя собственная жизнь // Гандвик ТV. 26 декабря 1994.
[24] Режим доступа: http://dlia-vsex.livejournal.com/38253.html (дата обращения 18 декабря 2014).
[25] Соловецкий ИТЛ ОГПУ Система исправительно-трудовых лагерей в СССР 1923-1960// Справочник. М., Звенья. 1998.
[26] Дойков Ю. В. Улица Кедрова? // Северный комсомолец. 9 декабря 1989.
[27] Сорокин П. А., см.: Современные записки. Париж. 1923. т. 15; Кускова Е. Д. см.: Последние новости. 1922. 6 сент.
[28] Сорокин П. Дальняя дорога// М., Терра. 1992. Глава «Кошки мышки» Режим доступа: zarubezhom.com/Sorokin.htm
[29] Режим доступа: https://www.change.org/ru/петиции/жителям-города-архангельска-выразите-свое-отношение-к-переименованию-улицы-кедрова-в-архангельске (дата обращения 18 декабря 2014 года).
[30] Режим доступа:
http://psmb.ru/?tx_news_pi1%5BoverwriteDemand%5D%5Bcategories%5D=93&tx_news_pi1%5Bload_data%5D=1&cHash=0c909c50f26e8c478c9b9b483ff8e737)(дата обращения 30 ноября 2015 года).
[31] Режим доступа: http://vk.com/public61171040 (дата обращения 18 декабря 2014 года).
Дело благое, работа колоссальная! Бог Вам в помощь!
Хорошо, что этот проект путешествует по России. Люди должны знать свою историю. готов помогать вам в распространении этого опыта.
Спасибо за неравнодушие к человеку и его личности!
Спасибо! Проект читать необходимо. Сегодня авторы учат нас вещам вневременным:
силе жизни по вере Христовой, духовному сопротивлению всякому злу и при этом удивительному смирению!